Рекомендации по подготовке к олимпиаде по трудовому обучению 

 В работе рекомендуется соблюдать условия подготовки к олимпиадам.

1. Отбор учащихся осуществлять при помощи различных методик диагностирования, выявляющих общие и определенные способности по предмету. Одной из приоритетных задач должно стать выявление способных и одаренных детей, создание условий для их развития. Роль педагога – разглядеть и раскрыть этот дар, помочь его освоить, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к пониманию того, что трудовое обучение пронизывает все стороны жизни человека и применимо в решении любых задач!

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность, и обеспечение ее удовлетворения должно осуществляется через внеурочную деятельность: кружки, экскурсии, факультативы, выставки, конкурсы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках и во внеурочной деятельности. Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя должно выражаться лишь в уровне знаний, умений и способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде рекомендую придерживаться нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставлять возможность самостоятельного выполнения заданий. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе практической работы. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащемуся, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ выполнения заданий, подведение итогов при изготовлении изделия.

2. Принцип активности знаний – олимпиадные задания нужно составлять так, чтобы весь запас знаний находился в активном применении. Они должны составляться с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности – для успешного участия в олимпиаде вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад – при анализе прошедших олимпиад вскрывать упущения, недостатки, находки, неучтенные в предыдущей деятельности как педагога, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Напутственное слово учителя и психологическая поддержка – на последнем занятии перед олимпиадой проговаривать с учащимися тактику выполнения заданий на самой олимпиаде, настраивать, убеждать, что победителями все не бывают: «Главное не победа, главное – участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя, от твоего уровня подготовленности. Главное – сосредоточиться, не волноваться, максимально использовать имеющиеся знания и навыки». За два три дня рекомендовать ученику отказаться от выполнения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде. Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня отводить психологическому тренингу. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Поэтому я настоятельно рекомендую привлекать школьных психологов к работе с участниками олимпиады. Особое внимание рекомендовать детям уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Всегда тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.

6. Принцип «ненасилия над психикой» – заключается в том, что необходимо предлагать ученику не ставить цель «Только победа». Убеждать, что результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Надо придерживаться «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету должен быть неприемлем. Это не принесет должного результата.

Планируя самостоятельную деятельность учащихся, необходимо нацеливать их на работу со следующими материалами:

 выполнение как можно большего числа олимпиадных заданий;

 подробное дополнительное изучение тем школьного курса;

 изучение различных методических приемов выполнения практических заданий;

 использование комбинированных способов при выполнении практических заданий;

 изучение специальной литературы при подготовке творческого проекта;

 использование информационных технологий при работе над творческим проектом, пояснительной запиской, подготовкой защиты творческого проекта.